Жизнь преподобного Исаака Сирина Ниневийского: познавайте с нами

Любовь сладостнее жизни, и разумение по Богу, от которого рождается любовь, еще сладостнее, паче меда и сота. Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих. Кто достиг в любовь Божию, тот не желает уже снова пребывать здесь, потому что любовь уничтожает страх.

Преподобный Исаак Сирин

 

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 304
Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/isaak-sirin.html

Краткая история жития святителя

О подробностях бытия этого святителя известно немного, различные биографические данные о его деятельности расходятся в деталях. До XVIII столетия преподобного Исаака Ниневийского часто отождествляли с другими историческими личностями. Великого христианского богослова путали то с тезкой, занимавшимся полемикой в V в, то с человеком, который спасался от преследования в Италии.

Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский

Житейские факты о преподобном аскете Исааке, претендующие на достоверность, стали известны обществу с обнаружением его биографии на арабском языке. Однако автор жизнеописания использовал в своем труде краткую информацию и не давал точных подробностей о рождении и бытии Сирина.

Несмотря на скупость фактов, источник стал для христианского мира тем экземпляром, который позволил более подробно идентифицировать личность преподобного аскета.

  • Исаак родился в VI столетии в прославленном городе Ниневии, столице Ассирийского царства (современный Ирак). Еще в юношеские годы он вместе со своим братом поселился в древнейшей обители Мар-Маттая, расположенной на пике горы Альфаф. Новоприбывшие насельники выделялись способностью к обучению и силою справляться с аскетическими упражнениями для тела и духа. Брата Сирина вскоре удостоили сана настоятеля монастыря, а Исаак решил уединится в отшельническую пещеру, чтобы придаваться молитвенной исповеди и безмолвию.
  • Святитель Сирин не сомневался в истинности своего выбора, несмотря на то, что его родственник присылал к нему письма, где просил того вернутся в обитель. Исаак отвечал: путь аскетизма правилен, так как позволяет без помех сконцентрироваться на мыслях о Боге, а также помогает избавиться от излишнего колебания блуждающего ума.
  • Спустя время о великом отшельническом подвиге узнали даже люди с окраин Ассирийского государства. Уважаемые святители просили Исаака Сирина принять на себя должность епископа Ниневии. Преподобный аскет не стал противиться воле народа и священства, он положился на провидение и принял сан архиерея. Ритуал рукоположения проводил патриарх Георг.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2076
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/isaak-sirin.html

Любовь сладостнее жизни, и разумение по Богу… еще сладостнее

Человек, пока в нерадении, боится часа смертного, а когда приблизится к Богу, боится сретения Суда, когда же всецело поступит в предняя, тогда любовию поглощается тот и другой страх. Почему же это? Потому что когда остается кто в ведении и житии телесном, ужасается он смерти, когда же бывает в ведении духовном и в житии добром, тогда ум его всякий час занят памятованием будущего Суда, так как право стоит он по самому естеству, движется в душевном чине, занимается своим ведением и житием и благоустроен для того, чтобы приближаться к Богу. Но когда достигнет оного ведения истины, по возбуждении в нем ощущения таин Божиих и по утверждении надежды будущего, тогда любовию поглощается и оный телесный человек, подобно животному боящийся заклания, и человек разумный, боящийся Суда Божия, соделавшийся же сыном украшается любовию, а не устрашающим вразумляется жезлом. …Аз же и дом отца моего служити будем Господеви (Нав.24:15). 

Кто достиг в любовь Божию, тот не желает уже снова пребывать здесь, потому что любовь уничтожает страх. И я, возлюбленные, поелику вдался в юродство, то не могу сохранить тайну в молчании, но делаюсь несмысленным для пользы братии, потому что такова истинная любовь: она не может содержать что-либо втайне от возлюбленных своих. Когда писал я это, персты мои неоднократно не успевали следовать по хартии, и не мог я сохранять терпения от удовольствия, вторгавшегося в сердце мое и заставлявшего умолкнуть чувства. Впрочем, блажен, у кого помышление всегда о Боге, кто удержался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего. И если достанет у него терпения, то недолго замедлит увидеть плод. 

Радость о Боге крепче здешней жизни, и кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не обратит взора на жизнь свою, и не будет там иного чувства, если действительно была сия радость. Любовь сладостнее жизни, и разумение по Богу, от которого рождается любовь, еще сладостнее, паче меда и сота. Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих. Любовь есть порождение ведения, а ведение есть порождение душевного здравия, здравие же душевное есть сила, происшедшая от продолжительного терпения. Пока внешний человек не умрет для всего мiрского, не только для греха, но и для всякого делания, и также и внутренний человек для лукавых мыслей, и неизнеможет естественное движение тела до того, чтобы не возбуждалась в сердце греховная сладость, дотоле и сладость Духа Божия не возбудится в человеке, члены его не примут чистоты в жизни сей, Божественные мысли не войдут в душу его и пребудут неощутимыми и незримыми. И пока человек в сердце своем не приведет в бездействие попечения о житейском, кроме необходимых потребностей естества, и не предоставит заботиться о сем Богу, дотоле не возбудится в нем духовное упоение. 

В разделе сайта АУДИО можно прослушать (или скачать) книги Великого наставника монашекой (христианской) жизни Преподобного Исаака Сирина: 

СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ

О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 

 ---картинка линии разделения текста---

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКА СИРИНА

Пре­по­доб­ный Иса­ак Си­рин, епи­скоп Ни­не­вий­ский, жил в VII ве­ке. Вме­сте со сво­им бра­том по­сту­пил в мо­на­стырь Мар Мат­фея. Уче­ность и вы­со­кий по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни вы­де­ля­ли бра­тьев, и им пред­ла­га­ли на­чаль­ство­ва­ние над мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Иса­ак, не же­лая это­го и стре­мясь к без­мол­вию, ушел из мо­на­сты­ря в за­твор. Брат его не раз убеж­дал его вер­нуть­ся в оби­тель, но пре­по­доб­ный не со­гла­шал­ся. Од­на­ко, ко­гда сла­ва о свя­той жиз­ни пре­по­доб­но­го Иса­а­ка рас­про­стра­ни­лась по­всю­ду, он был воз­ве­ден на епи­скоп­скую ка­фед­ру го­ро­да Ни­не­вии. Ви­дя гру­бые нра­вы жи­те­лей это­го го­ро­да, пре­по­доб­ный чув­ство­вал, что не в си­лах ис­пра­вить их, и, кро­ме то­го, тос­ко­вал по ти­шине от­шель­ни­че­ской жиз­ни. Всё это тя­го­ти­ло свя­то­го му­жа, и он, оста­вив епи­скоп­ство, уда­лил­ся в скит­скую пу­сты­ню. Здесь он жил до са­мой смер­ти, до­стиг­нув вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства.

По­сле смер­ти пре­по­доб­но­го Иса­а­ка Си­ри­на с на­ча­ла VIII до на­ча­ла XVIII ве­ка в Ев­ро­пе ни­че­го не бы­ло из­вест­но о нем, кро­ме его име­ни и со­чи­не­ний. Толь­ко в 1719 го­ду в Ри­ме бы­ло опуб­ли­ко­ва­но жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­но­го, со­став­лен­ное ано­ним­ным ав­то­ром ара­бом. В 1896 го­ду све­де­ния о пре­по­доб­ном Иса­а­ке еще рас­ши­ри­лись. Фран­цуз­ский уче­ный-со­те­рио­лог аб­бат Chabot опуб­ли­ко­вал тво­ре­ние си­рий­ско­го ис­то­ри­ка VIII ве­ка Иез­уде­ны, епи­ско­па Ба­с­ры, где на­хо­дят­ся све­де­ния о пре­по­доб­ном Иса­а­ке Си­рине.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 4698
Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/isaak-sirin.html

Полное житие преподобного Исаака Сирина

Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь Мар Матфея. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор. Брат его не раз убеждал его вернуться в обитель, но преподобный не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преподобного Исаака распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии. Видя грубые нравы жителей этого города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их, и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства.

После смерти преподобного Исаака Сирина с начала VIII до начала XVIII века в Европе ничего не было известно о нем, кроме его имени и сочинений. Только в 1719 году в Риме было опубликовано жизнеописание преподобного, составленное анонимным автором арабом. В 1896 году сведения о преподобном Исааке еще расширились. Французский ученый-сотериолог аббат Chabot опубликовал творение сирийского историка VIII века Иезудены, епископа Басры, где находятся сведения о преподобном Исааке Сирине.

Икона Исаак Сирин, Ниневийский

Икона Исаак Сирин, Ниневийский

Икона Исаак Сирин, Ниневийский

Икона Исаак Сирин, Ниневийский

Икона Исаак Сирин, Ниневийский

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1375
Источник: https://svyatsy.org/imeniny/i-2/isaak/isaak_sirin__nineviyskiy/

Дальнейшая судьба аскета

Не все жители Ниневии были довольны высказываниями своего нового епископа, так как в их душах укоренились тяжелые страсти, вызванные порочной жизнью. Народ был совершенно не готов слушать наставления преподобного аскета. Деятельность епископа сопровождалась непослушанием подопечной ему паствы.

Однажды один местный заимодавец требовал деньги от другого человека, который не имел возможности вернуть долг. Так как они не смогли решить эту проблему тихо и мирно, пришлось передать это дело на рассмотрение епископа Сирина. Преподобный Исаак напомнил, что Евангелие учит не только делать отсрочку должникам, но и совсем прощать долги, если человек не способен вернуть то, что когда-то брал.

Икона преподобного Исаака Сирина

Раздосадованный заимодавец раскритиковал речь епископа, он объявил, что Священное Писание не является для него авторитетом, так как описанные там наставления не соответствуют его материальным интересам. Преподобный епископ Исаак пришел в негодование, в его уме окончательно утвердилась идея об оставлении этой тяжелой должности.

  • Святой Сирин являлся епископом Ниневии только пять месяцев, после множества огорчений он отказался от поста, чтобы удалиться от материального мира в безмолвные и пустынные места. Одни исследователи утверждают, что он отправился в Египет, другие — на гору, находящуюся севернее Персидского залива.
  • Через несколько лет пустыннического бытия, аскет поселился в монастыре Раббана Ормизда. В обители преподобный Исаак занимался духовной практикой, упражнялся в молитве и трудовой деятельности. Предания гласят, что питался он совсем скудно, потому что дал обет сурового поста.
  • Большое внимание святитель уделял чтению Священных Писаний и созданию собственного литературного наследия. Составитель жития отмечает, что от постоянного и напряженного чтения книг преподобный Сирин совершено потерял зрение. Однако и после этого он не остановился в создании рукописей, его речи записывали помощники-монахи. Святой Исаак прожил долгую жизнь и почил в обители Раббана-Ормизда.

Важно! Несмотря на то что Сирин большую часть жизнь провел в пещерном уединении, его литературные труды имеют универсальное назначение. Эти писания и наставления полезны не только отшельникам, но и инокам, живущим при монастырях, а также мирянам, имеющим веру в учение Христа.

Преподобный раскрывает суть ступеней духовного подвига и силу созерцательного образа жизни. Чтение его «Подвижнических слов» приносит душевное удовлетворение и способно вдохновить на религиозные свершения. Подобно другим аскетам-богословам, Сирин обстоятельно раскрывает читателям суть отшельнического образа жизни.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2623
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/isaak-sirin.html

Богословие преп. Исаака Сирина

De perfectione vitae theoreticae, 1500

Преподобный Исаак был аскетом, пустынником, жившим в горах, однако его писания имеют универсальный характер, поскольку адресованы не только пустынникам, но и простым мирянам, не только монахам, но и всем верующим во Христа. Много он говорил о последних ступенях духовного подвига, о пределах духовного пути, о созерцании. Чтение «Подвижнических слов» приносит благодатное утешение и вдохновляет на духовные подвиги каждого христианина. В своих духовных переживаниях святой Исаак очень схож с такими аскетами-созерцателями, как преп. Симеон Новый Богослов, преп. Максим Исповедник, преп. Макарий Великий. Эти святые отцы много говорили о конечной цели аскетических подвигов, об обожении человека, о стяжании Святого Духа. Одной из постоянных тем богословия святых отцов является тема молитвенного созерцания Бога.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 884
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA_%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD

Почитание памяти преподобного

Днем памяти имени преподобного аскета является 28 января. Святителя канонизировала не только Персидская Церковь, но и церковь Православная, он одинаково почитаем в конфессиях восточного христианства.

Святой Исаак считается чрезвычайно плодовитым христианским богословом. Он составил 7 томов на тему водительства духа, божественных тайн и т.п. В 1770 г. мир увидел греческий перевод сочинений преподобного аскета, однако, это издание неоконченное и полно неточностей. На славянский диалект труды святителя переводил Паисий Величковский в 1854 г.

В 1988 г. с благословения патриарха Алексия II в России издали книгу Исаака под названием «О божественных тайнах и бытие духовном» (это второй том богословских трудов). Над русским переводом произведения работал игумен Иларион.

Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 843
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/isaak-sirin.html

Преп. Исаак Сирин и православные подвижники

Творения преп. Исаака всегда пользовались и продолжают пользоваться громадным уважением среди православных подвижников веры и благочестия.

Преп. Пётр Дамаскин, писатель XII века, обильно пользуется в своих творениях писаниями св. Исаака Сирина и постоянно ссылается на него.

Преп. Никифор Уединённик, спасавшийся в XIV веке на Афоне, в своём сочинении «О трезвении и хранении сердца» делает выдержку из творений преп. Исаака Сирина.

Известный русский святой — преп. Нил Сорский в своём «Уставе о жительстве скитском» постоянно приводит мысли св. Исаака по разным вопросам духовно-нравственной жизни.

Епископ Феофан Затворник Вышенский составил даже молитву преп. Исааку Сирину. Вот она:

«Преподобне отче Исаакие! моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путём заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас».

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1139
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA_%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD

Литература

  • Бумажнов, Дм. Мир, прекрасный в своей слабости: Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и несовершенстве мира по неопубликованному тексту Centuria 4,89 // Символ № 61 (Syriaca — Arabica — Iranica). — Париж — Москва, 2012. — С. 177—194.
  • Ганстрем Е. Э., Тихомиров Н. Б. Сочинения Исаака Сирина в славяно-русской письменности // Вестник церковной истории. — 2007. — № 1(5). — С. 134—197.
  • Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина
  • Иларион (Алфеев). Исаак Сирин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXVI. — С. 695-731. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6.
  • Исаак Сирин // Православная богословская энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • Исаак Сирин // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения . — 2008. — С. 709. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
  • Мар Исхак Ниневийский (преподобный Исаак Сирин). Путь восхождения инока: Первое собрание (трактаты I—VI) / Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьёва. — М.: Издат. дом ЯСК, 2016. — 584 с.
  • Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископом христолюбиваго града Неневии. Слова подвижническия. — 3-е изд. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1911. — XI + 534 с.
  • Исаак, святой отец церкви // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1529
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA_%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 15471
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/svyatye/isaak-sirin.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 5542 (36%)
  2. https://svyatsy.org/imeniny/i-2/isaak/isaak_sirin__nineviyskiy/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1375 (9%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA_%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 3552 (23%)
  4. http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/isaak-sirin.html: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 5002 (32%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий