Жизнь схиархимандрита Эмилиана Вафидиса: разъясняем тщательно

В сознании многих православных четко утвердилась мысль, что христианские откровения можно черпать только из посланий Отцов Церкви, что время святых уже прошло, поэтому знакомство с биографией архимандрита Емилиана Вафидиса вызывает не только удивление, но и восторг глубиной его посланий.

Схиархимандрит Емилиан Вафидис — священник, богослов, духовный наставник, настоятель обители, служитель церкви с 1960 по 2000 год.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 419
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-shiarhimandrita-emiliana-vafidisa.html

От рождения до принятия монашества

5 октября 1934 года в Пиреяз, местности в Афинском пригороде родился Александр Вафидис, воспитанный в строгой христианской семье. Мальчик с детства мечтал о принятии сана, поэтому после окончания школы у него не было сомнений о выборе специальности.

Архимандрит Эмилиан Вафидис

В 1959 году после окончания богословского факультета, в университете Афин по рекомендации друга, Анастасия Яннулатоса, нынешнего архиепископа Тиранского, Александр отправляется в монастырь. Настоятель обители митрополит Трикальский и Стагонский Дионисий сумел завоевать доверие Александра, который в начале октября 1960 года принимает постриг в монахи с именем Емилиан.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 679
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-shiarhimandrita-emiliana-vafidisa.html

Человек не может быть счастлив, если его не влечет к себе небо

  Это была главная тайна великого старца наших дней, схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса). Он жил, каждый миг вожделея Царства Небесного. Этим и объяснялась та удивительная радость, которая передавалась всем, кому посчастливилось с ним общаться. Сам старец говорил, что «человек не может быть радостным, счастливым, достойным небес и любезным Богу, если его не притягивает к себе небесный мир, если он не ощущает, как душа его влечется к небу».

  То, что многим кажется далеким и непостижимым – Царство Небесное, Бог, святые, – для старца Эмилиана было близко, просто и реально. Приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17), – эти слова Господа он переживал всей душой. И для всех, кто его знал, он был глашатаем Царствия Божия. Впрочем, не только для тех, кто знал его лично. Достаточно прочитать любую его книгу – и вот, ты словно выпил живительный напиток, прогоняющий любую печаль. Как можно печалиться, если есть Христос, есть небо?

Старец Эмилиан (Вафидис) и отец Ефрем Катунакский.

  Старец Эмилиан говорил о Царстве Небесном так, словно оно здесь, за дверью. Он, например, советовал своим духовным чадам: «Мы должны уже сейчас задуматься о том, как нам вести себя в час, когда Бог призовет нас, говоря: “Иди сюда, чадо”. Когда мы идем куда-то по делу, то заранее обдумываем, чтó мы там скажем. Вот так же давайте подумаем: когда я предстану перед Христом, чтó я Ему скажу? Что скажу Богородице? Что скажу Небесному Отцу? Что скажу Святому Духу, Который меня крестил, постриг в монахи, дал мне то, чего просила моя душа? Что я скажу святым, которых любил и чьим мощам поклонялся? Как я их отблагодарю? Давайте подумаем об этом сейчас, ведь очутившись на небе, мы можем растеряться, и потому нам нужно приготовиться заранее».

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1790
Источник: http://mbrsm.ru/2019/05/17/ya-tam-gde-nikogda-ne-umirayut-pamyati-sxiarximandrita-emiliana-simonopetrita-pochivshego-9-dnej-nazad/

От монаха до игумена Преображенской обители

Пребывая в монастырских стенах Дусику, через месяц новообращенный монах рукополагается в дьяконы. Посвящение происходит в церкви святой Параскевы города Трикала, после чего диакон Вафидис служит в монастырях Метеор, поднимая обители из запустения, выполняя самую разнообразную работу в них, восполняя недостаток монахов.

В середине августа 1961 года женский монастырь Витума принимает священство во главе с митрополитом Дионисием для рукоположения иеродиакона Емилиана в чин иеромонаха. После этого иеромонах Вафидис три месяца пребывает в монашеском центре Дусику, держа обет уединения и безмолвия, изменивший кардинальным образом христианскую жизнь иеромонаха и его отношение к монашеству.

Сердце новообращенного иеромонаха горело желанием возродить монашество и монашескую жизнь в греческих монастырях, которая в то время находилась в упадке.

Митрополит Дионисий оказывал своему подопечному всяческую поддержку, благословив горячего душой и любовью к Богу отца Вафидиса на игумена обители Великого Метеора, большого Преображенского монастырского комплекса, претерпевающего запустение в конце декабря 1961 года.

Монастырь Преображения Господня или Великий Метеор, Греция

С начала 1962 года уже архимандрит становится настоятелем кафедрального Трикальского храма, на него возлагается основная работа среди молодежи епархии. Работая со школьниками Греции, молодой настоятель быстро завоевывает авторитет молодежи своим личным примером православной жизни, изучая с молодыми друзьями монашеские каноны, нормы, опыт монахов.

Монастырское подворье Преображения через 2 года пополняется двумя монахами, а в 1966 году целая группа недавних семинаристов становится послушниками монастыря, а сам архимандрит принимает великую схиму.

Интересно! 1968 год стал настоящим праздником для Преображенской обители, первые монахи приняли постриг, после чего монашеская жизнь обители стала интенсивно возрождаться, что привлекло большой поток туристов и паломников. Монашеское братство решило перейти в более тихую обитель на Афоне.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2050
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-shiarhimandrita-emiliana-vafidisa.html

Труды

Из работ архимандрита Емилиана лишь немногие увидели свет в период его деятельности, так как он, по смирению, избегал публикации. Впоследствии же был издан ряд его работ, прежде всего, 5-томник «Κατηχήσεις και Λόγοι», к которому впоследствии добавился ещё ряд трудов, большинство из которых являются расшифровками магнитофонных записей бесед, проповедей и выступлений.

Основное содержание его работ можно разделить по следующим темам: поучения и проповеди, толкования аскетических текстов (аввы Исайи, Исихия Иерусалимского, прп. Григория Синаита, Максима Исповедника, аввы Фалассия, Августина Блаженного, прп. Феогноста), толкование монашеских канонов (прп. Антония Великого, Августина Блаженного, св. Макария, св. Пахомия Великого), монашеские нормы и практика монашеской жизни (монашество, монашеский канон, жизнь монаха, связь послушника и старца), толкование жизни святых (прп. Нила Калабрийского, прп. Ромила), толкование библейских, литургических и богословских текстов (псалмов, пророчеств, гимнов и пр.).

Часть работ издана на английском, французском, румынском, русском, сербском языках.

На русском:

  • Богопознание. Богослужение. Богомыслие. — М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы, 2002. — 416 с.
  • Слова и наставления. Печать истинная. Жизнь в Духе. — М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы, 2006. — 560 с. ISBN 5901836219, ISBN 5901836215 (ошибоч.)
  • Трезвенная жизнь и аскетические правила: Толкование правил преподобных отцов Антония, Августина и Макария / пер. с греч. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря; М.: Паломник. — 2016. — 576 с.
  • Благодатный путь : толкование на житие преподобного Нила Калабрийского / пер. с греч. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2018. — 288 с. — 10 000 экз.
  • Толкование на подвижнические слова аввы Исаии. — М.: Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь; Екатеринбург: изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2014. — 576 с., ил. — 5000 экз.

На греческом (оригинальные тексты):

На английском

  • Spiritual Instruction and Discourses, Volume 1: The Authentic Seal. By Archimandrite Aimilianos. Ormylia, Halkidiki: Ormylia Publishing, 1999. 400 pages. ISBN 9608560330.
  • Spiritual Instruction and Discourses, vol. 2, The Way of the Spirit: Reflections on Life in God. tr. with an Introduction by m. Maximos Simonopetrites and Preface by Archimandrite Elisaios, current Abbot of the Sacred Monastery of Simonopetra (Athens: Indiktos, June 2009)
  • The Church At Prayer — The Mystical Liturgy Of The Heart. By Archimandrite Aimilianos. Ed. The Holy Convent of the Annunciation, Ormylia, Greece (Athens: Indiktos, 2005) ISBN 960-518-251-3.
  • The Living Witness of the Holy Mountain: Contemporary Voices from Mount Athos. Translated with introduction and notes by Hieromonk |Alexander (Golitzin). South Canaan, PA: St. Tikhon’s Seminary Press, 1996. 311 pages. ISBN -3.
  • Last sermon of Archim. Aimilianos (недоступная ссылка) at Holy Cross Monastery, Thebes, Greece.

На румынском

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 3038
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD_(%D0%92%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%81)

«Не откладывай духовную жизнь на завтра!»

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) в молодости

  Светильник не мог быть сокрыт под спудом. В 27 лет отец Эмилиан был уже игуменом. Сердце его горело любовью к монашеству, он прочитал всё, что смог найти, об устроении монашеской жизни: творения святых отцов, древние монашеские уставы, каноны Церкви. Он проник в самую их глубину, понял дух истинного монашества.

Старец Эмилиан говорил, что для Церкви очень важна мистическая жизнь. Главное в Церкви – это не внешняя деятельность, не упорядоченная нравственная система, а таинственная жизнь во Христе. И монастыри есть средоточие этой таинственной жизни, глубокого общения со Христом. Как говорил старец, монахов ценят не за активную деятельность, а за горячее стремление к Богу, за то, что они, живя в Боге, становятся богоподобными и привлекают других к жизни по Богу.

Преподобный Иустин (Попович) и архимандрит Эмилиан (Вафидис)

  О монашестве старец говорил, что это «колесница, везущая нас на небо», и призывал своих духовных чад, монахов и монахинь: «Какими хотели бы мы быть в тот последний миг, когда Христос, Богородица, святые обнимут нас и перенесут на небеса? То доброе, что мы хотели бы иметь в своей душе в оный час, – за приобретение этого начнем бороться прямо сейчас, не откладывая на завтра!»

  И старец не только вдохновлял пламенными словами, но и объяснял очень просто и практично, как монаху пользоваться «колесницей, везущей на небо», то есть как проводить подлинную монашескую жизнь: как общаться с ближними, как исполнять послушание, как молиться, как относиться к своим болезням, к родственникам, вещам – ко всему. Он помогал увидеть Бога во всем: в любом человеке и обстоятельстве.

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) и архимандрит Софроний (Сахаров).

 «Например, ты молишься в келье. В этот момент в твою дверь стучится брат и просит тебя помочь ему в работе. Ты отвечаешь: “Сейчас я молюсь”, и брат уходит. Разве ты сможешь после этого молиться? Захлопнулось твое сердце – прочь из него молитва. Ты вступил в противодействие ближнему, оставил брата одного без помощи, поэтому ты не сможешь помолиться ни в этот вечер, ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц. Ведь на самом деле ты прогнал от себя Бога, Который подошел к тебе в этот час. Если же ты примешь просьбу брата, то сохранишь покой души и единство с ближним, и значит, сможешь помолиться».

  «Послушание, которое я исполняю в монастыре, поручил мне Сам Бог, и от исполнения послушания зависит то, как будут развиваться мои отношения с Богом. Мои руки и все мое существо должны трепетать, когда я прикасаюсь к порученной мне работе».

   «Если бы не существовало в нашей жизни трудностей и скорбей, то мы стали бы жестокими и беспощадными, наши сердца были бы каменными и не способными дать ближнему ни капли нежности и любви. Человеческое сердце черствеет, если не испытывает боли и трудностей. Настоящий христианин выходит из испытаний более смиренным, более благородным, более деликатным, зрелым, укрепленным, утешенным. Его душа радуется, он сильнее любит Бога, а Бог любит его».

Схиархимандрит Эмилиан во время совершения Литургии

  Слово старца пробуждало души, оно было как вспышка света. У человека вдруг открывались глаза, и он видел самого себя, ближних, все свои обстоятельства во свете любви Божией.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3280
Источник: http://mbrsm.ru/2019/05/17/ya-tam-gde-nikogda-ne-umirayut-pamyati-sxiarximandrita-emiliana-simonopetrita-pochivshego-9-dnej-nazad/

Духовное наследие

За многолетнее служение в монашеском сане праведным Емилианом было наработано множество проповедей, исследований, многие из которых до сих пор не напечатаны. Существуют магнитофонные записи его выступлений, которые ждут своей очереди на расшифровку.

Книга Эмилиана Вафидиса

Исследуя духовное наследие старца, можно выделить несколько направлений его работ:

  • толкование текстов аскетов православия, таких как Исихия Иерусалимский, Григорий Синаита, Августин Блаженный и другие;
  • исследование и толкование канонов монашества;
  • описание практики жизни монахов;
  • исследование биографий святых;
  • толкование псалмов и пророчеств и множество других.

Духовный труды Архимандрита Эмилиана Вафидиса, его слова и наставления, были переведены на английский, французский, румынский, русский и сербский язык. Служитель-монах пытался разобраться в глубинах человеческой души.

В своей работе «Путь души» Емилиан делал акцент на том, что дух, душа не поддаются логике, проследив путь души от покаяния до принятия Христа своим Спасителем. Старец утверждает, что до тех пор, пока человек не почувствует себя оставленным и не начнет искать Покрова Божьего, его душа спит.

Уединяясь в пустыне в молчании, схимонах старался познать Бога через укрощение своей души и тела, находя радость в общении с Творцом. Наставляя в молитве, духовный учитель показывал путь к истинной свободе, описывая жизнь на Святой горе, помогал христианам понять подвиг монашества.

Ныне Схиархимандрит Емилиан Вафидис находится в коме, пребывая в стенах монастыря, а мы верим, что на все воля Господня.

Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Трезвенная жизнь и аскетические правила

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1626
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-shiarhimandrita-emiliana-vafidisa.html

Христос воскресе, отче!

  С недавнего времени голос старца Эмилиана звучит и в России: несколько его книг, вышедших на русском языке, приобрели большую любовь у монашествующих и мирян Русской Церкви.

  Истинный монах, аскет, богослов, опытный духовник, психолог, златоустый проповедник, схиархимандрит Эмилиан был дарован нашему времени во свидетельство того, что благодать Божия не оскудевает в Церкви. И его уход нельзя назвать утратой. Как Церкви навсегда принадлежат святитель Василий Великий, преподобный Серафим Саровский, преподобный Паисий Святогорец – так же навсегда ее богатством стал старец Эмилиан.

  Схиархимандрит Елисей, прощаясь со своим духовным отцом, сказал на его погребении:

– Без преувеличения скажем, что сегодня мы все переживаем торжество, праздник! Ликует Церковь, что и сегодня в ней воздвигаются столпы, подобные древним великим столпам – святителям и преподобным. О Старец! Сердце твое всегда было устремлено к Богу, не уклоняясь ни вправо, ни влево; прямыми были стези твои, и блаженна твоя кончина. Кто не помнит, что всегда до последнего момента ты был сияющим, радостным и благородным? Кто, встретив тебя, не полюбил тебя? Кто, разговаривая с тобой, и кто, повстречавшись с тобой, не обретал утешения?

  Как во время земной жизни, так и после своего ухода старец вдохновляет миллионы душ своими словами: «Мы именно на небе получили свое начало, мы родом с небес. Вновь мы вкусили небесных благ, когда приняли Святое Крещение, а затем и во время пострига. Всю свою жизнь мы думаем о Небесном Царстве, и его одного чаем. Наконец, в Небесном Царстве мы будем жить вечно, никогда не умирая».

 И наверно, неслучайно Старец ушел именно в то время, когда Церковь торжествующе поет: «Христос воскресе!»

  «Воистину воскресе Христос! – отвечает нам старец Эмилиан. – Я знаю это, чада, я это вижу».

Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) с братством.

Источник (текст и фотографии):

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1901
Источник: http://mbrsm.ru/2019/05/17/ya-tam-gde-nikogda-ne-umirayut-pamyati-sxiarximandrita-emiliana-simonopetrita-pochivshego-9-dnej-nazad/

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 17016
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-shiarhimandrita-emiliana-vafidisa.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4774 (28%)
  2. http://mbrsm.ru/2019/05/17/ya-tam-gde-nikogda-ne-umirayut-pamyati-sxiarximandrita-emiliana-simonopetrita-pochivshego-9-dnej-nazad/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 9204 (54%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD_(%D0%92%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%81): использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3038 (18%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий