Жизнь Шмемана Александра Дмитриевича — в общих чертах

[desc][/desc]

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 238
Источник: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shmeman-aleksandr-dmitrievich/za-zhiznj-mira

Биография

После краткого пребывания в Белграде семья Шмеманов перебралась в 1929 году в Париж. В 1930—1938 годах Александр обучался в русском кадетском корпусе в Версале, а затем во французском лицее Карно, который окончил в 1939 году.

В 1945 году окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Во время учёбы избрал своей специализацией историю Церкви, став учеником Антона Карташёва. Защитил кандидатскую диссертацию о византийской теократии. Учился также в Сорбонне.

года архиепископом Владимиром (Тихоницким) был рукоположён в сан диакона, а 20 ноября того же года — в сан священника.

В 1945—1951 годах — преподаватель церковной истории в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. В 1959 году в Свято-Сергиевском православном богословском институте защитил диссертацию «Введение в литургическое богословие» и стал доктором богословия.

В 1946—1951 годах — помощник настоятеля церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала «Церковный вестник». В 1951 году назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция).

С 1951 году — доцент по кафедре церковной истории и литургики Свято-Владимирской духовной семинарии в США. Перешёл в юрисдикцию Северо-Американской митрополии. Почётный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне, Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке и колледжа Лафайет в Истоне. В 1953 году возведён в сан протоиерея. С 1960 года — профессор по кафедре литургического богословия этой семинарии. С 1962 года до конца жизни был её деканом (руководителем данного учебного заведения).

С 1964 года был членом митрополичьего совета Северо-Американской митрополии. Сыграл значительную роль в признании её автокефалии Русской православной церковью, что привело к её преобразованию в 1970 году в Православную церковь в Америке. В том же году был возведён в сан протопресвитера (высший сан белого духовенства).

Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, в Соединённой духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке. В течение трёх десятилетий вёл религиозную программу на радио «Свобода».

В 1963—1979 годах являлся заместителем председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Америке, в 1979—1983 годах — председатель РСХД. Являлся членом православно-англиканского Содружества святого Албания и Святого Сергия.

Умер от рака, выявленного в неоперабельной стадии.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2524
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Анализ поведения эмигрантов

Заметную роль в творчестве А. Шмемана исполняет цикл дневников, которые создавались на протяжении последних 10 лет жизни.

  • Тексты скрупулезно рассматривают и обозревают быт русской эмиграции в странах Европы и Американского континента. В записках четко прослеживается характер духовного климата, а также трудности для Православной Церкви в условиях отдаления от родины. В дневниках отца Александра находится откровенный самоанализ самого автора, который рассмотрел личную деятельность в области пастырского служения и современной культуры.

    Дневники 1973-1983. Протопресвитер Александр Шмеман

  • А. Шмеман также описал в своих трудах размышления о центральной миссии христианской религии в современном обществе, о различии между истинным вероучением и ложным. В дневниках и публицистических статьях священнослужитель повествует о том, как изменилось мироощущение людей поколения эмиграции. Эти наблюдения отличаются масштабностью обобщения, так как основаны на собственном опыте. Автор отмечал, что Россия была там, где они (эмигранты) находились вместе с семьей: в Эстонии, Сербии, Франции.
  • Эмиграцию А. Шмеман часто называет трагическим избранством. Автор любит Россию, которую распяли на кресте грозные ненавистники христианства (большевики). Отец Александр в своих дневниках призывает спасти Отечество и воскресить, а после этого прорастить на отчизне семена истинной религии. Эмигранты живут в своей личной абсолютизированной России и не иссякает их любовь к настоящей родине.
  • В изображении собственной судьбы вдалеке от Отечества отец Александр избегает нарочитой сентиментальности, но видит во всем этом глубокий замысел Провидения, который распространил Православие по всему миру. Автор записок и дневников убежден, что эмигранты получили возможность присутствовать на родной земле через вхождение в храмы, так как именно Церковь у них стала отождествляться с Матушкой-Россией. Подобное рассуждение открыло путь к исцелению их душ, потому что те, кого изгнали из родины, не знали её настоящего лица.
  • Эмигрантский опыт позволил А. Шмеману глубоко проанализировать русскую историю и культуру. Как в современности, так и в древней истории Отечества автор распознает сосуществование имперского псевдохристианского тщеславия государства с чувствами покаяния, поиска свободы от мирских невзгод, зачарованности Священным Писанием. Священнослужитель отмечает, что в долгом противоборстве этих двух сторон России и проходит её история, рождается неземная духовность и национальная гордость.

На заметку! Священнослужитель негативно отзывался о политике СССР, он обвинял правительство страны в том, что российской православие потеряло авторитет в мире. Даже после распада Советского Союза на территории страны нельзя было приобрести литературный труд А. Шмемана. Некоторые консервативные священнослужители считают его еретиком и запрещают читать произведения отца Александра.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2887
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-shmemana-aleksandra.html

влияние

О. Александр Шмеман — один из кандидатов в гностические пророки:

Мы наследники видения отца Александра, его служения и миссии… Его пророческое видение, какой должна быть Церковь во всей ее полноте, проникло в нас.

— митр. Иона (Паффхаузен)

память

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 257
Источник: https://dvagrada.ru/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

иерархия

Был иподиаконом митр. Евлогия (Георгиевского). С 22 октября 1946 года — диакон, с года — священник, рукоположен архиеп. Владимиром (Тихоницким).

В 1946 — 1951 годы — помощник настоятеля церкви свв. Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала «Церковный вестник».

С 1951 года — настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция).

С 1951 год находился в юрисдикции Американской Русской Митрополии.

В 1964 — 1983 годы был членом митрополичьего совета.

С 1953 года — протоиерей, с 1970 года — протопресвитер. Основатель (вместе с о. Иоанном Мейендорфом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Православной Церкви в Америке (1970 год).

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 678
Источник: https://dvagrada.ru/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

организации

В 1963 — 1979 годы – зам. председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД).

В 1979 — 1983 годы — председатель РСХД.

Один из основателей братства «Синдесмос» и первый его секретарь.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 214
Источник: https://dvagrada.ru/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Литература

  • Протоиерей Валентин Асмус. Несколько слов об авторе и книге // Церковь, мир, миссия : Мысли о православии на Западе / ; . — М.: Изд-во ПСТБИ, 1996. — ISBN -5
  • Балакшина Ю. В. Искусство как воскрешение времени: литургические аспекты интерпретации русской поэзии в дневниках протоиерея Александра Шмемана // Научные труды. Вып. 28. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. — СПб., янв. — март 2014. — С. 236—244. — ISSN 1998-2453.
  • Кырлежев А. И. В России Александр Шмеман ещё серьезно не прочитан // Церковный вестник. — .
  • Шмеман, Александр Дмитриевич / Кырлежев А. И. // Шервуд — Яя . — 2017. — С. 64. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6.
  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995. Биографический справочник. — М.—Париж, 2007. — С. 551—552. — ISBN 978-5-85887-206-1.
  • Поспеловский Д. В. Отец Александр Шмеман — новый апостол Америки, пастырь, человек // Вестник РХД. — № 149. — 1987. — С. 67—81.
  • Струве Н. А. К выходу в свет «Дневника» прот. Александра Шмемана. // Вестник РХД. — Вып. 188. II — 2004.
  • Струве Н. А. Отец Александр Шмеман. Светлой памяти друга // Вестник РХД. — № 141. — 1984. — С. 15—17.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1433
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

экуменизм

Являлся членом экуменического Содружества св. Албания и преп. Сергия. Присутствовал на Втором Ватиканском соборе в качестве официального наблюдателя. Участвовал в работе Всемирного совета церквей (молодежная комиссия, комиссия «Вера и церковное устройство»).

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 270
Источник: https://dvagrada.ru/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

сочинения →

  •  А. Протопресвитер Александр Шмеман. Некролог // Журнал Московской Патриархии. — 1984. — № 9. — С. 59.
  •  Балакшина Ю. В. Поэтика «Дневников» протопресвитера Александра Шмемана. Лирические истоки литургического богословия. — М.: СФИ, 2015. — 197 с. — 400 экз. — ISBN 978-5-89100-151-0.
  •  Вершилло Р. А. Мировоззрение протоиерея Александра Шмемана / Ред. Игорь Рысин. — М.: Антимодернизм.ру, 2015. — (Богословский модернизм в идеологии Нового времени).
  •  Друзь, Игорь. Идеология протопресвитера Александра Шмемана // Благодатный огонь. — 2009. — № 19.
  •  Ковалевский, Е. о. Екклезиологические проблемы (по поводу статей иеромонаха Софрония и священника Александра Шмемана) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. — 1950. — № 4. — С. 11–20.
  •  Кырлежев, Александр. Литургическое богословие профессора протопресвитера Александра Шмемана. Доклад на Третьей Международной научной церковной конференции «Литургическая жизнь и церковное искусство Русской Православной Церкви» (Ленинград, 1988).
  •  Кырлежев, Александр. Радикальный традиционализм о. Александра Шмемана // Континент. — 1994. — № 1.
  •  Маринов Борис. Прот. Александър Дмитриевич Шмеман | Био-библиография // Живо предание. — 2014. — Дата обращения: .
  •  Мейендорф, Иоанн о. Жизнь, достойная восхищения. Памяти протопр. А. Д. Шмемана // Альфа и Омега. — 1994. — № 3. — С. 123–132.
  •  Пискунов, А. Отец Александр Шмеман // Журнал Московской Патриархии. — 1994. — № 1. — С. 78-83.
  •  Помазанский, Михаил о. Православие ли? «Православие в жизни» // Православие ли?… или неприемлемый для православного сознания модернизм, истинное Православие ниспровергающий?. — Jordanville, N.Y.: Holy Trinity Monastery, 1967.
  •  Помазанский, Михаил о. Экуменика на фоне православной литургики // Православный путь. — 1962.
  •  Протопресвитер Александр Шмеман (+1983) // Журнал Московской Патриархии. — 1991. — № 10. — С. 75.
  •  Рак, Павле. Водою и Духом, или о разбавленном Христианстве // Беседа. — 1988. — № 7. — С. 167-176.
  •  Рафаил (Карелин), о. О монашеском авангардизме. // — 2011. — 24 марта. — Дата обращения: .
  •  Струве, Никита. Слово об о. Александре Шмемане // Вестник РХД. — 1987. — № 49. — С. 81–85.
  •  Шмеман, Ульяна. Моя жизнь с отцом Александром. — М.: Софийская набережная, 2008.
  •  Шмеман С. А. «Он остался для меня живым…» // Журнал Московской Патриархии. — 1994. — № 1. — С. 83–91.
  •  Fagerberg, David W. Liturgy outside Liturgy. The Liturgical Theology of Fr. Alexander Schmemann. — Hong Kong: Chorabooks, 2018. — ISBN 9789887851547. (Католический богослов-модернист Дэвид Фагерберг принимает и развивает тезис о. Шмемана о том, что Литургия — это «не самоцель», а существует ради мира, ради познания и преображения мира.)
  •  Meyendorff, John Fr. Protopresbyter Alexander Schmemann. A life worth living // St. Vladimir’s Theological Quarterly. — 1984. — Vol. 28. — № 1. — P. 3–10.
  •  Orthodox US Armed Forces Chaplaincy celebrates 70th Anniversary // Orthodox Christian Laity. — 2013. — Дата обращения: .
  •  Prokurat, Michael; Golitzin, Alexander; Peterson, Michael D. Historical dictionary of the Orthodox Church. — Lanham, Md.: Scarecrow Press, 1996. — ISBN -7.
  •  Protopresbyter Alexander Schmemann. // St Vladimir’s Orthodox Theological Seminary. — 2014. — Дата обращения: .
  •  Theodosius (Lazor) Metr. Amen. Delivered after the Divine Liturgy, December 16, 1983 // St. Vladimir’s Theological Quarterly. — 1984. — Vol. 28. — № 1. — P. 33–35.


Сноски

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 3421
Источник: https://dvagrada.ru/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

пресса

В 1946 — 1951 годы — редактор епархиального журнала «Церковный вестник» в Кламаре (Франция).

Участник сборника «Православие в жизни» (1953). Постоянный автор «Вестника РХД». Публиковался в журнале «Istina». В течение трех десятилетий вел религиозную программу на радио «Свобода».

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 288
Источник: https://dvagrada.ru/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 12210
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 3957 (32%)
  2. http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-shmemana-aleksandra.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2887 (24%)
  3. https://dvagrada.ru/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 5128 (42%)
  4. https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shmeman-aleksandr-dmitrievich/za-zhiznj-mira: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 238 (2%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий